06.11.2019 г. Епархиальный музей посетили родственники Елизаветы Адаевой – монахини, расстрелянной за исповедание веры в 1938 году.
Для тех, кто впервые бывает в епархиальном музее в Затобольске, фонд его становится настоящим открытием. Многие не знают, что на Костанайской земле до революции существовало более 150 храмов, и что на месте центрального сквера в Костанае когда-то возвышался Свято-Никольский собор. Множество фотографий приоткрывают завесу в прошлое, во времена, когда верить в Бога считалось преступлением. Пожалуй, это самая скорбная и самая обширная часть музейного фонда, посвященная репрессиям 1937-38 годов.
Сергей Федорович Адаев и Вера Федоровна Бурачкова – внучатые племянники Елизаветы Адаевой, приехали в музей с близкими родственниками, что говорит о преемственности поколений, о том, что в семье чтут и уважают прошлое, стараются собрать по крупицам всю историю. С особым вниманием эта семья изучает фотографии репрессированных, анкеты арестованных. В Отдел канонизации они передали воспоминания, бережно собранные родными, которые сейчас живут далеко, кто в Германии, кто в России.
О том, что в их роду была монахиня, они знали из воспоминаний дедушки – Сергея Ивановича Адаева - родного брата Елизаветы. Во время сбора материала и работы в архиве выяснилось, что вместе с монахиней Елизаветой все тяготы уголовного преследования испытывала и монахиня Степанида Юртаева – исповедница с похожей судьбой, дальняя родственница Елизаветы Адаевой. Монахини были арестованы по одному уголовному делу. И сегодня их история имеет огромное значение не только для этой семьи, но и для всех верующих. Костанайская епархия собирает информацию для канонизации монахинь Елизаветы Адаевой (1886 г.) и Степаниды Юртаевой (1889 г.) – верных христианок, не отрекшихся от Христа в тяжелое время безбожной власти, и за это расстрелянных в 1938 году здесь, в Кустанае.
..мысленно думай, а вслух не говори
- Мой дедушка Адаев Сергей Иванович – родной брат Елизаветы, рассказывал, что его сестра была монахиней, что она верила в Бога, и за это в селе Михайловке ее не любили… - вспоминает Сергей Федорович Адаев, - дедушка говорил, что однажды приехали неизвестные люди и сестру увезли. Ее больше никто и никогда не видел. Спустя время дошли слухи, что ее расстреляли. В дом, где жила монахиня Елизавета приезжали люди и сожгли все ее вещи и иконы прямо во дворе. Наверное, это и называлось конфискацией имущества…
Воспоминания родных перекликаются, открыть новые факты по прошествии лет очень сложно. Не сохранилось даже фотографии монахини Елизаветы, как и фотографии Степаниды Юртаевой. Возможно, в будущем отыщутся и ее кровные родственники, которые могут что-то знать. Сейчас Адаевы говорят, что многие уехали из Михайловки, и Юртаевы в том числе, но надежды на то, что что-то еще откроется, никого не покидает. Адаев Сергей Иванович – дедушка Веры Федоровны и Сергея Федоровича был председателем колхоза, а в то время и простые люди боялись говорить о Боге, ни то что при должностях, потому в семье о монахине Елизавете разговоров практически не возникало. Татьяна Пфистер – родная внучка Сергея Ивановича Адаева сейчас живет в Германии. Она вспоминает, что у дедушки с бабушкой была икона, только ее прятали в шкафу. Из-за должности деда в доме часто бывали посторонние люди. Бабушка была верующим человеком, и часто повторяла еще маленькой Татьяне: «Ты это только мысленно думай, а вслух не говори».
Вера Федоровна Бурачкова (дев. Адаева) знает про двоюродную бабушку со слов отца. Тоже помнит из его рассказов немного. Нужно сказать, что семья Адаевых действительно очень серьёзно относится к истории своего рода и родного села, собирают материалы. Так, сотрудникам отдела по канонизации удалось сначала связаться с супругой Сергея Федоровича – Валентиной. Ниточка потянулась, и нашлись другие родственники. Именно это неравнодушие родных, открытость и желание помогать позволяют собирать данные, искать и формировать необходимые документы, узнавать больше о том непростом времени.
Молебны на дому
История, которая хранится на архивных полках, в наших воспоминаниях иногда открывается удивительным образом. Так мы узнаем о взаимоотношениях между людьми, о том, как они могут быть связаны, и как бывают похожи судьбы. Елизавета Адаева и Степанида Юртаева родились в селе Михайловке Мендыкраинского района. Обе в раннем возрасте поступили в Бобровско-Алексеевскую женскую обитель Пермской губернии. А позже еще и породнились, родная сестра Елизаветы Адаевой вышла замуж за родного брата монахини Степаниды.
В монастыре монахиня Елизавета прожила 22 года, вплоть до разгрома обители. Известно, что монастырь закрыли в 1919 году. После монахиня Елизавета вернулась в Михайловку.
Инокиня Степанида жила в Бобровско-Алексеевской общине с пятнадцати лет. Позже поступила в Ускарогольскую Покровскую обитель. После ликвидации этого монастыря в 1919 году она также вернулась в Михайловку. Елизавету Адаеву и Степаниду Юртаеву арестовали в 1937 году по одному уголовному делу. Согласно показаниям свидетелей, монахинь обвиняли в том, что они проводили молебствования у себя на дому, агитировали против советской власти разговорами о том, что советской власти скоро придет конец, и будут царь и монастыри, дезорганизовали колхозную деятельность.
В то время в селе закрыли храм, для верующего сердца это большая трагедия. Душа тянется к Богу, тянется к молитве. И потому в домах инокинь действительно собирались верующие женщины, молились, читали молебны и акафисты. Но любое исповедание веры в те времена считалось незаконным. Под удар безбожной власти попали уже не молодые, простые верующие христианки, которые всю свою жизнь несли и исповедовали Христа людям. Монахини Степанида и Елизавета твердо отвечали на вопросы следователя, не давали показаний против других людей. Обе не отрицали, что проводили религиозные Богослужения на дому, но в проведении антисоветской агитации вины за собой не признавали и все свидетельские показания в этом отношении называли ложными. Позже, в далеком 89-м, неконкретными их назовет и прокурор, подписавший заключение о реабилитации монахинь.
Но тогда, в 1937 году их приговорили к 10 годам ИТЛ. По прошествии чуть более месяца, в феврале 1938 года приговор был пересмотрен, и в результате 16 февраля 1938 года за свое исповедание веры монахини были расстреляны. Предположительно они похоронены на месте массового захоронения репрессированных и расстрелянных в 1937-38 гг., близ села Новоселовка, в 17 км. от областного центра. К этому месту уже три года подряд верующие Костанайской епархии совершают Крестный ход.
28 декабря 1989 года монахиня Елизавета Адаева и монахиня Степанида Юртаева были реабилитированы, как и многие другие мученики и исповедники, пострадавшие за то, что верили в Бога. Человек, который по долгу своей деятельности или из интереса начинает заниматься изучением исторических событий, сталкивается с одной закономерностью, которая чаще всего вызывает обидное сожаление. Это те случаи, когда мы упускаем возможность внимательно послушать и записать то, что нам рассказывают наши бабушки и дедушки – хранители семейной истории. Они могут помнить имена и даты, помнить эпизоды из жизни, характеры и уникальные события. Спустя время, человек, встретивший пробел в истории своей семьи, произносит: «Вот бы вернуть деда, вот бы переспросить, запомнить и передать детям». Знаем ли мы своих прабабушек, как их звали, чем они занимались. Быть может, в нашей семье был тот, чье имя можно поднять на поверхность, и оно еще сможет послужить людям? В такие моменты осознаешь всю важность истории своего рода, своей семьи. «Человеку важно знать свои корни – высказывался писатель Василий Песков, - отдельному человеку, семье, народу — тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни».
http://www.kst-eparhiya.kz/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2/06-11-2019-g-eparkhialnyj-muzej-posetili-rodstvenniki-elizavety-adaevoj-monakhini-rasstrelyannoj-za-ispovedanie-very-v-1938-godu#sigProIdad8b342b60