Обращение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра перед началом Великого поста

Опубликовано в Главная

Дорогие отцы, братия и сестры, жители земли Казахстанской!

По милости Божией 27 февраля мы с вами вступаем на спасительное поприще Великого поста. Для каждого православного христианина начинается особый период, определенный Священным Преданием для подготовки ко встрече «праздника праздников и торжества из торжеств» – светлого Христова Воскресения. 
«Всесвященное воздержание начнем радостно,– призывает нас в одной из первых великопостных стихир Святая Церковь, – сияя лучами святых заповедей Христа, Бога нашего: любви светлостью, молитвы блеском, ясностью чистоты, благого мужества силою, чтобы светоносными встретить святое и тридневное Воскресение». Святитель Афанасий Великий предупреждает: «Кто соблюдение сорокадневного Поста почитает маловажным, тот не совершит Пасхального празднества».
В повседневности мы забываем о том, что «наше же жительство – на небесах» (Флп. 3:20). Ежегодно наступление спасительных великопостных дней дарит нам возможность вернуться на «путь жизни» (Пс. 15:11), пробудиться от сна и отвергнуть дела тьмы (см. Рим. 13:11,12). Этому способствует как календарное время святой Четыредесятницы – «весны духовной», совпадающее с пробуждением природы, так и особый покаянный настрой всех богослужений. В дни Великого поста сама обстановка в храмах призывает восскорбеть о греховных поступках и мыслях, задуматься об исправлении жизни по евангельским заповедям: звучат протяжно-умилительные распевы, приглушено освещение, священнослужители облачаются в ризы темного цвета, часто совершаются земные поклоны и многократно звучат покаянные молитвы, читаются обличительные строки из ветхозаветных книг. Особое значение в благодатном воздействии на душу человека имеют Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, открывающий вечерние богослужения первых четырех дней поста и полностью исполняемый вечером в среду 5-й седмицы, и молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Необыкновенной внутренней красотой наполнена великопостная Литургия Преждеосвященных Даров, совершающаяся по средам и пятницам Четыредесятницы. Эта древняя служба, составленная по преданию святителем Григорием Двоесловом, призывает нас к теснейшему единению с Богом в таинстве Причащения. «Вкусите и видите, как благ Господь», – слышим мы этот призыв в одном из ее песнопений. «Святая Церковь всех и всегда призывает к Святому Причащению, – напоминает святитель Феофан Затворник, – особенно же во время святых постов, и еще особеннеево святую Четыредесятницу, в которую и все службы и чинопоследования приспособлены к приготовлению верующих к достойному Принятию Тела и Крови Христовых».
Поэтому для того, чтобы Великий пост принес душе ощутимую пользу, необходимо как можно чаще бывать в храме и участвовать в общей молитве, а самое главное – усердно, с сердцем сокрушенным и смиренным (Пс. 50:19) приступать к таинствам Исповеди и Причащения. Особенно важно это сегодня, когда стремительный ритм жизни и усугубляющаяся с каждым днем мирская суета помрачают человеческий разум, мешают задуматься о смысле жизни, препятствуют духовному росту.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Всего главнее в нас душа». Преодолевая всевозможные искушения, подлинные и мнимые трудности, необходимо выделять время для обновления внутреннего человека (см. 2 Кор. 4:16), находить минуты и часы для молитвы дома и в церкви, чтения святого Евангелия, размышлений над словами святоотеческих писаний, для деятельной помощи ближнему. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26), –  предупреждает нас Спаситель. Семь недель Великого поста – это время, когда мы призваны исправить наше отношение к Богу, к самому себе и ближним, все расставить в соответствии с изначально установленным Творцом премудрым порядком. Через соблюдение поста, с его правилами и законами, мы учимся отдавать по евангельскому слову «Божие Богу» (Мф. 22:21) и «угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим.15:2).
Еще одна серьезная духовная проблема, с которой человеку помогает справиться пост, – это самоуспокоенность, убежденность, если не в праведности, то уж во всяком случае, в некоторой собственной безгрешности: «я не убивал, не грабил и т.д.». Но, как свидетельствует блаженный Августин: «Хотя бы и не было отдельных за нами смертных грехов, вроде убийства, прелюбодеяния или других подобных, однако в совокупности они смертоносны своею многочисленностью». В очах Божиих злое слово и вспышка гнева приравниваются к убийству – об этом нас предостерег Сам Христос в Нагорной проповеди:  кто скажет брату: «безумный», подлежит геенне огненной (см. Мф. 5:22). По словам святителя Иоанна Шанхайского: «Маленькая травка беззакония столь же окаянна перед Господом, сколь большое дерево преступления». Приняв и осознав этот факт, мы сможем по-настоящему раскаяться пред Богом, удалить из сердца фарисейское высокомерие и встать на пусть исправления. Преподобный Феодор Дамаскин учит: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных, как песок морской».
С какими мыслями и чувствами необходимо вступать на поприще Великого поста, чтобы положить достойное начало подвигам воздержания и молитвы? Церковь Христова, отвечая на этот вопрос, назвала воскресный день, вводящий нас во дни Четыредесятницы – «Прощеное воскресенье». Признание собственных ошибок и неправд в отношение ближнего, терпеливое, милосердное снисхождение к его немощам и слабостям – вот необходимые условия правильной духовной жизни. «Пост не допускает злопамятства. А собирающие в память огорчения и сделанное им зло, хотя, по-видимому, молятся и постятся, но подобны людям, которые черпают воду и выливают ее в разбитую бочку», – сетует о тех, кто не умеет прощать, преподобный Ефрем Сирин. Прощение обид, непамятозлобие, стремление жить в мире с родственниками, с соседями и сослуживцами, со знакомыми и чужими людьми является тем основанием, на котором можно строить еще более высокие отношения с ближним, начатком жертвенной любви, заповеданной нам Господом.
Пусть по молитвам Пресвятой Богородицы, новомучеников и исповедников Казахстанских и всех святых, дни Великого поста послужат всем нам к духовному укреплению и обновлению жизни, будут наполнены благими поступками, молитвой и богомыслием, чтобы по слову апостола стать нам «мертвыми для греха, живыми же для Бога» (Рим. 6:11), и в радости сердца поклониться честным Страданиям Господа Иисуса Христа и прославить Его светлое Воскресение.
Призывая Божие Благословение,
Глава Митрополичьего округа
Русской Православной Церкви в Республике Казахстан
Митрополит Астанайский и Казахстанский

Пасхальное послание Епископа Костанайского и Рудненского Анатолия Пастырям, православным чадам церкви Христовой и всем жителям земли Костанайской.

Опубликовано в Главная

1

Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры

Христос Воскресе!

Христос тірілді!

Поздравляю Вас с Пасхой Христовой!

Слова поздравления озарены яркой вспышкой Воскресения Христова! На земле произошло чудо изменения временного на вечное, смертного на бессмертное, ограниченного на бесконечное! Христос победил смерть, и нас сделал участниками этой Победы. Весь Космос пронизывает новый порядок отношений Бога с человеком, тьмы небытия и света жизни! Все становится в зависимость от чуда Воскресения Христова! Смерть не царствует, тьма не торжествует, Ад не ликует, ожидая несчастных людей, обманутых грехом. Христос становится Спасителем жизни и воплощением любви Божественной через свои спасительные страдания.

Воскресение Христово стало утешением в скорбях и болезнях, надеждой перед операцией и мужеством перед неизбежной земной кончиной. Воскресение Христово даровало смысл Вере и жизни, страданиям и лишениям, возвысило мир духовный и избавило человека от мирского «притяжения», оно стало центром всего происходящего в тварном мире!

Мы с Вами, дорогие братья и сестры, имеем счастливую возможность знать своего Творца через Его Откровение, знать правду о всех формах бытия тварного духовного и материальных миров. Через него мы видим и ощущаем степень опасности смерти и испытываем радость избавления от неё.

Христос распростер Свои руки на кресте и оградил человека от тьмы смертной. Через пост и молитву существует возможность проникнуться величием всего происшедшего. Зная об этом, свидетельствуем и призываем всех, не упустить возможность быть причастником жизни вечной, которая начинается в Пасхе Христовой и продолжается в Его Воскресении!

Ещё и ещё поздравляю с праздником Пасхи Христовой!  

Христос Воскресе!

Востину Воскресе! Христос тірілді! Шыныменде Христос тірілді!

    Епископ Костанайский и Рудненский Анатолий

Пасха Христова 2016 год

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ГЛАВЫ МИТРОПОЛИЧЬЕГО ОКРУГА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН МИТРОПОЛИТА АСТАНАЙСКОГО И КАЗАХСТАНСКОГО АЛЕКСАНДРА

Опубликовано в Главная

митрополит

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
ГЛАВЫ МИТРОПОЛИЧЬЕГО ОКРУГА
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
МИТРОПОЛИТА АСТАНАЙСКОГО И КАЗАХСТАНСКОГО
А Л Е К С А Н Д Р А

Ваши Преосвященства,всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Боголюбивая паства земли Казахстанской!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Примите это всерадостное апостольское приветствие, заключающее в себе твердое исповедание веры в истинности Христова Воскресения. По милости Своей Господь вновь сподобил нас встретить праздников Праздник и Торжество из торжеств – Пасху Божию спасительную.

«Ночь долгая и темная поглощена, - восклицает святитель Иоанн Златоуст в своей пасхальной проповеди, - жизнь всем открыта, все полно неиссякаемого света; бессмертный, великий Христос является перед всеми светлее солнца. Теперь наступает долгий, вечный и неугасающий для нас, верующих, светлый день, — Пасха таинственная». Какие бы испытания и скорби не встречались нам на жизненном пути, стоит нам усилием мысли перенестись в священную и всепразднственную, сию спасительную нощь (см. канон Святой Пасхи), привести на память слова песнопений в честь Воскресения Христова, как всякая печаль отступает, исчезает страх, расторгаются узы маловерия. На вопрос, почему такую необыкновенную, жизнеутверждающую силу имеет пасхальная радость, святитель Григорий Двоеслов отвечает: «Потому что из этого торжества показан нам пример воскресения, открыта надежда Небесного Отечества и уже наперед предуготована слава Вышнего Царства… Потому что никого из избранных Своих Он не оставил в аде». Отныне, каждому верующему в Распятого и Воскресшего Спасителя,Пасхой двери райские отверзаются (см. стихира Пасхи), земное бытие наполняется истинным смыслом и даются благодатные силы преображать свою жизнь, побеждаязло добром (Рим. 12:21). Ныне, как поется в пасхальном каноне, «вся исполнишася света - небо же и земля, и преисподняя», а поэтому для христианина любые обстоятельства с помощью Божией могут изменяться к лучшему, любые трудности стало возможно преодолеть, и вслед за апостолом Павлом каждый из нас получил дерзновение воскликнуть: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). Эту мысль об укрепляющей человека силе Божией раскрывает преподобный Ефрем Сирин: «Тобой, Господи, повсюду приобретается жизнь. И темница с Тобой - не темница, потому что чрез Тебя человек восходит на Небо. И гроб с Тобой - не гроб, потому что Ты –Воскресение».

Каждый из нас, участвующих в торжественных пасхальных богослужениях, обретает бесценный религиозный опыт – радость встречи с Господом Воскресшим. Физически находясь в храме, духом мы стремимсясегодня с женами-мироносицами в Гефсиманский сад к живоносному Гробу, мыслями уединяемся в сионской горнице с апостолами, таинственно осязаем вместе с Фомой пречистые раны Спасителя и, как у Луки и Клеопы, путешествующих в Эммаус учеников Господа, горят в нас сердца от радости о воскресении Христа из мертвых. Постараемся сохранить спасительную уверенность в присутствии Воскресшего Господа рядом с нами «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), потому что эта вера, по апостольскому слову, «есть победа, победившая мир» (1Ин. 5:4). Святитель Димитрий Ростовский предупреждает нас об опасности маловерия и сомнения в любви Божией: «Кто мало верует, тот мало и получает, кто же больше верует, тот и получает больше. Кто верует, что в нем совершится промысл Божий, это будет; кто же не верует — не будет. Если кто, усердно и прилежно молясь, верует, что молитвы его слышит Бог, то действительно Он и слышит, а кто не верует, того не слышит». Невозможно сомневаться в Боге, в Воскресении Своем явившем и неизреченное милосердие, и безграничное всемогущество Свое. «Если при распятии Христос Спаситель помиловал того разбойника, то как Он не помилует христианина по Воскресении? И если смиренный Страдалец оказал столько милости кающемуся, то какую милость окажет Воскресший во славе — просящему!» - свидетельствует святитель Амвросий Медиоланский.

Действенным средством к сохранению твердой веры, и, вместе с тем, достойной благодарностью к Господу за все Его благодеяния, являются наши добрые дела. Апостол Иаков учит, что делами вера достигает совершенства (Иак. 2:22). Выдающийся проповедник XIX века протоиерей Родион Путятин в день Святой Пасхи произнес слова, громко взывающие к христианской совести: «Горе и в простые дни не сладко, но как оно мучительно в светлый праздник! Нужды и всегда не легки, но как они тягостны среди общего довольства». Каждый из нас, вкусивший благодатных даров от тридневно Воскресшего Христа, может и должен найти приемлемые для себя возможности и время порадовать ближних, поделиться душевным теплом, добрым словом, пищей или одеждой. Способов явить любовь, милосердие, сострадание необыкновенно много, как говорит об этом Псалмопевец Давид: «Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна» (Пс.118:96). «Отнимите печаль от удрученных ею душ, как Господь отъял мертвенность от тел; лишенным чести возвратите честь, страждущим радость, несмелым дерзновение», - так советует праздновать Пасху святитель Григорий Нисский.

В светлые пасхальные дни нас с вами ожидает большой духовный дар - по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в пределы Казахстана 13 мая из города Казани будет принесеначудотворная Казанская икона Пресвятой Богородицы, особым образом прославившаяся в истории нашей Церкви, от которой тысячи и тысячи людей на протяжении столетий получали исцеления, помощь, утешение. Также в этот период мы молитвенно отметим 70-летие возвращения православным верующим трудами священноисповедника Николая, митрополита Казахстанского, Никольского собора города Алма-Аты – святыни нашего народа, духовной и исторической жемчужины Семиречья. Текущий год, отмеченный для нашей страны 25-летием провозглашения независимости, для Православной Церкви Казахстана ознаменован 50-летием преставления преподобного Севастиана Карагандинского - чудотворца и исповедника, последнего Оптинского старца и великого молитвенника за землю Казахстанскую. Богослужениями и духовно-просветительскими мероприятиями как в Караганде, так и в других городах Республики мы прославим его память, вспомним труды и подвиги, обратимся к богатому духовному наследию старца.

Молитвенно желаю, чтобы Воскресший Христос Жизнодавец благословил землю Казахстана миром и благоденствием, даровал всем нам возможность жить и трудиться во славу Божию и к пользе ближнего.Праздник светлого Христова Воскресения пусть каждому из нас даст силы к духовному возрождению, дабы «как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4).

Христос воскресе!

 

Воистину воскресе Христос!

 

Глава Православной Церкви Казахстана

Митрополит Астанайский и Казахстанский

Александр.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 91
  • 93
  • 94
  • 95
  • 96
  • 97
  • 98
  • 99
  • 990
  • 991
  • 992
  • 993
  • 994
  • 996
  • 997
  • 999
  • 9999
  • Rudn_
  • fedor

Контакты

Адрес: 110000, Республика Казахстан, Костанайская область, г.Костанай, ул. Алтынсарина 206

Тел./факс 8(7142) 542-253 (приёмная)

E-mail: eparhiya@mail.ru

Информационный отдел Костанайской и Рудненской епархии: kep.inform@mail.ru

 

 

Вопрос-Ответ